Посольство Российской Федерации в Республике Намибии
Тел.: +264 (61) 228671
/

О практике ЗАГС в Намибии

О ПРАКТИКЕ РЕГИСТРАЦИИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ В НАМИБИИ

(Информационный материал размещен исключительно в ознакомительных целях)

Правовую основу ЗАГС в Намибии по состоянию на середину 2024 г. составляют: Конституция Намибии (статья 15), законы «Об иностранцах» от 1937 года (Aliens Act, ЮАР), «О браках» от 1961 г. (Marriage Act, ЮАР), «О регистрации рождений браков и смертей» от 1963 г. (Births, Marriage and Death Registration Act, ЮАР), «О разводах» от 1979 г. (Divorce Bill, ЮАР), «О гражданстве Намибии» от 1990 г. (Namibia Citizenship Act), «О расторжении брака при признании одного из супругов умершим» от 1993 г. (Dissolution of Marriages on Presumption of Death Act), «Об удостоверении личности» от 1996 г. (Identification Act) и «Об опеке и защите детей» от 2015 г. (Child Care and Protection Act). При этом с 2023 г. на рассмотрении парламента Намибии находится разработанный Министерством внутренних дел, иммиграции, безопасности и защиты (Ministry of Home Affairs, Immigration, Safety and Security, MHAISS) законопроект «О регистрации актов гражданского состояния и удостоверениях личности» (Civil Registration and Identification Bill), с июня 2024 г. – «О разводах» (Divorce Bill), с июля 2024 г. – «О браках» (Marriage Bill).

Вопросы ЗАГС находятся в компетенции MHAISS. Подразделением, непосредственно отвечающим за хранение актовых записей и выдачу соответствующих свидетельств, является Департамент регистрации актов гражданского состояния (Department of Civil Registration).

Несмотря на указанное отставание в нормативном регулировании данной сферы в Намибии постепенно реализуются меры по модернизации практики регистрации актов гражданского состояния и управления идентификационными данными. В частности, запущена объединенная электронная база данных, используемая как для учета населения и выдачи документов, удостоверяющих личность, так и для целей ЗАГС – Национальная система регистрации население (National Population Registration System, NPRS), администрируемая MHAISS. На основании межведомственного протокола с Министерством здравоохранения и социальной защиты в госпиталях функционирует система подачи электронных уведомлений о рождениях и смертях, позволяющим вводить данные о соответствующих событиях в NPRS сразу после их наступления. Кроме того, региональные офисы MHAISS переводят на выдачу свидетельств на типографных цветных бланках нового образца, содержащих голографические средства защиты, заполнение которых осуществляется с использованием компьютерной техники. При этом на периферии старые версии бланков ЗАГС могут заполняться от руки.


Регистрация рождения и установления отцовства

Для регистрации рождения ребенка родители (или один из них) должны подать в региональное подразделение MHAISS, либо в представительство в госпитале следующий комплект документов.

1. В случае рождения ребенка у родителей, состоящих в браке (может подаваться одним из родителей):

- заявление о регистрации рождения (Birth Notification Form);

- подтверждение о рождении ребенка (Proof of birth) или медицинский паспорт ребенка (Yellow Health Card), выданные учреждением здравоохранения;

- оригиналы или нотариально заверенные копии удостоверений личности родителей, либо их свидетельств о рождении;

- паспорта и разрешение на пребывание в стране для родителя или обоих родителей, являющихся иностранцами.

В случае смерти одного из родителей на момент регистрации рождения ребенка дополнительно предъявляется свидетельство о смерти этого родителя.

2. В случае регистрации рождения у родителей, не состоящих в официальном браке, для внесения сведений об отце обязательным требованием является согласие обоих родителей при заполнении соответствующего заявления (очно или через официально заверенное заявление). В этом случае с согласия матери ребенку может быть присвоена фамилия отца.

3. При регистрации рождения ребенка матерью-одиночкой сведения об отце не вносятся, ребенок получает фамилию матери.

4. По итогам регистрации рождения ребенка, не имеющего намибийского гражданства по рождению (как правило, от родителей-иностранцев), выдается местное свидетельство о рождении негражданина (Birth Certificate for Non-Namibians). Российские граждане, желающие получить свидетельство о рождении российского образца, должны обращаться в консульский отдел Посольства до оформления им намибийского свидетельства о рождении.

5. При крупных медицинских учреждениях открываются регистрационные офисы, в которых представитель MHAISS осуществляет приём указанных документов для облегчения процедуры регистрации рождения. При рождении ребенка вне медицинского учреждения, к вышеперечисленному перечню документов прилагается подтверждение о рождении, заверенное главой племенной общины или полицией, или медицинский паспорт ребенка, оформленный медицинским учреждения после рождения.

6. Если регистрируемое лицо старше одного года, предусмотрена процедура так называемой «поздней регистрации рождения», которую осуществляют только региональные подразделения MHAISS. Комплект необходимых документов при этом аналогичен вышеизложенному. Регистрация рождения осуществляется бесплатно.

7. Законодательством определен порядок внесения исправлений и дополнений в актовые записи с оформлением нового свидетельства о рождении. В частности, предусмотрены процедуры перерегистрации рождения ребенка в случаях изменения данных о родителях (усыновление/удочерение, внесение сведений об отце). Установление отцовства требует соответствующим образом оформленного согласия на это биологического отца и оформляется как выдача исправленного свидетельства о рождении, отдельной формы документа, подтверждающего данный факт, не установлено.


Регистрация смерти

Регистрация смерти производится региональными подразделениями MHAISS при предъявлении следующего комплекта документов.

1. В случае наступления смерти в медицинском учреждении:

- заявление о регистрации смерти (Death Notification Form);

- сертификат о причинах смерти (Medical certificate of the causes of death, MCCD), оформленный врачом, установившихся факт смерти;

- оригинал или заверенную копию удостоверяющего личность документа, или свидетельства о рождении заявителя, в случае отсутствия такового – полицейский протокол;

- оригинал или заверенную копию удостоверяющего личность документа, или свидетельства о рождении умершего.

2. В случае наступления смерти за пределами медицинского учреждения тело умершего доставляется для освидетельствования в госпиталь для оформления MCCD. В этой ситуации врач обязан провести изучение истории болезни умершего и сделать вывод о ненасильственных причинах смерти.

3. При выявлении признаков насильственной смерти медучреждение информирует полицию для проведения первичного расследования, по результатам которого информируется суд. Последний выносит постановления о проведении медицинской экспертизы для оформления MCCD.

4. Касательно иностранных, в том числе российских, граждан в Намибии сложилась устойчивая практика регистрации смерти в местных ЗАГС, обусловленная требованием предоставления намибийского свидетельства о смерти при оформлении как захоронения или кремации в стране, так и вывоза останков за рубеж.


Регистрация заключения и расторжения брака

В Намибии (особенно в сельских района) распространено заключение браков в соответствии традициям племенных общин (Customary Marriage). Статус таких союзов законодательно не урегулирован, их регистрация MHAISS не производится, подтверждающих документов не выдается.

1. Официальный брак (Civil Marriage) имеют право регистрировать специально уполномоченные на это лица – брачные офицеры (Marriage Officer). Судьи мировых судов (Magistrates' courts, суды низшей инстанции) являются брачными офицерами по должности. Кроме того, свидетельство о праве на осуществление этой деятельности могут получать от MHAISS отдельные священнослужители.

2. Для заключения брака в суде брачующиеся должны предоставить следующие документы:

- оригиналы удостоверений личности;

- заявление о намерении вступить в брак;

- для вдовствующей стороны – свидетельство о смерти супруга/супруги, для разведенных – решение суда;

- для лиц, не достигших 18 лет, – разрешения от родителей и органов опеки;

- для лиц, не достигших 21 года, – только разрешение от родителей;

- справку о наличии или отсутствии судимости из страны гражданской принадлежности (для иностранцев);

- справку, выданную компетентным органом страны гражданской принадлежности иностранца, либо аккредитованным в Намибии дипломатическим представительством, о том, что лицо ранее не состояло в браке или официально разведено (для иностранцев);

- паспорт и разрешение на пребывание в стране, действительное не менее 30 суток с момента подачи заявления (для иностранцев).

3.До регистрации через суд брачующиеся из числа иностранцев представляют вышеуказанные документы для предварительной проверки в территориальное подразделение MHAISS, включающей собеседование, направленное на установление подлинности мотивов сторон (в рамках мер по недопущению заключения фиктивных браков в целях нелегальной миграции).

При регистрации брака лицензированным на это священнослужителем, в дополнение к указанным документам пара даёт письменное объявление в церковной общине, к которой относятся оба брачующихся. По итогам регистрации выдается свидетельство (старого (рукописного) образца), оригиналы актовых записей направляются в MHAISS, копии остаются на хранение по месту регистрации брака.

4.При вступлении в брак жена может взять фамилию мужа или двойную фамилию. При этом какое-либо упоминание об этом в свидетельстве о браке отсутствует, отдельного документа о смене фамилии также не предусмотрено. По сложившейся практике, местные власти осуществляют замену документов основываясь на волеизъявлении заявительницы и на самом факте заключения брака. Данный момент является потенциально проблемным для росгражданок, выходящих замуж на территории Намибии и берущих фамилию супруга, так как формальные основания для внесения изменений в российские документы, удостоверяющие личность, с точки зрения законодательства РФ у них отсутствуют.

Возможность взять фамилию жены для мужа намибийским законодательством не предусмотрена. Это реализуемо только через соответствующую процедуру (описана ниже) в общем порядке.

5.Если иностранец(ка) вступает в брак с гражданином Намибии, он(она) автоматически приобретает право проживать и работать в Намибии (без оформления дополнительных документов). После 10 лет брака иностранец получает возможность вступления в намибийское гражданство (при условии отказа от имеющегося иностранного).

6.Расторжение брака в Намибии производится исключительно по решению Высокого суда Намибии. При этом регистрация расторжения брака специальным образом не проводится. Выдача соответствующих свидетельств действующим законодательством не предусмотрена, запись о факте развода существует исключительно в форме судебного решения (в Намибии все судебные решения публично доступны, так как формируют систему общего (прецедентного) права).


Перемена имени 

Намибийским законодательством предусмотрена только процедура смены фамилии. Для этого необходимо предоставить в территориальное подразделение MHAISS следующие документы:

- заявление о смене имени;

- справку о наличии/отсутствии судимости;

- оригинал свидетельства о рождении;

- нотариально заверенную копию удостоверения личности;

-письменное изложение причин перемены фамилию;

Кроме того, заявитель должен за собственный счет разместить объявление о перемене фамилии в двух газетах, распространяемых на всей территории страны, а также в Правительственном вестнике. На практике данная процедура практически не применяется.